В январе 2004 года завершилось очередное ралли Париж-Дакар. В классе мотоциклов с объёмом 450 "кубиков" победил француз Давид Фретине (David Fretigne) на мотоцикле Yamaha WR450F 2-Trac. Гонщик обогнал многих соперников на мотоциклах с куда большим рабочим объёмом, победив на трёх этапах и заняв седьмую строчку в общем, мотоциклетном, зачёте. Событие это примечательно тем, что означенный мотоцикл — один из немногих в мире — с приводом на оба колеса. А ещё — скоро он будет доступен на рынке! Однако прежде, чем мы подробнее расскажем о японской новинке — немного истории. Самые ранние опыты по созданию полноприводных мотоциклов (мы не рассматриваем здесь мотоциклы с "активной" коляской) относятся к 1924-1937 годам. Тогда сразу несколько изобретателей кустарным образом переделывали обычные мотоциклы в полноприводные. Получалось не очень здорово. Механическая трансмиссия с валами и цепями была ненадёжна. Трудно было заставить её нормально работать с передним колесом, которое и поворачивалось и "прыгало" вверх-вниз. Прорыв совершил Rokon, появившийся в США в 1960 году. В этом мотоцикле инженеры решили проблему кардинально — отказавшись от упругой подвески колёс. Переднее колесо приводилось комбинацией цепей и шестерёнок. А неплохая плавность хода обеспечивалась очень большими шинами с низким давлением. Фактически это был мотоцикл-внедорожник, который на шоссе смотрелся не очень уместно. Впрочем, почему был? Американцы ещё тогда, в 1960-м, начали серийное производство этого мотоцикла. И до сих пор машина продаётся. Более того, марка Rokon сегодня — это три модели, различающиеся в деталях, но в основе представляющие всю ту же неувядаемую конструкцию 40-летней давности. В 1980-х с различными схемами привода переднего колеса мотоцикла экспериментировали разные изобретатели-одиночки и крупные компании, например — Suzuki. Чего только не предлагали — и привод тросом в оболочке, и гидравлические системы. Но ничего до ума не довели, не говоря уж о серийном выпуске. Примерно в то же время, в 1985 году, над приводом переднего колеса начала работать Yamaha. Компания не торопилась. Она вообще несколько лет не афишировала свои исследования. Лишь в 1998 году японцы показали прототип экзотической двухколёсной машины на выставке, продолжая экспериментировать с конструкцией. В 1999-2002 годах полноприводные "Ямахи" неплохо выступали в ралли. Причём каждый раз это были машины, построенные на базе различных серийных моделей фирмы. И вот недавно последовал триумф Фретине и объявление, что конструкция полного привода для мотоцикла отшлифована настолько, что готова стать серийным продуктом. Надо сказать, что в 1980-х Yamaha опробовала несколько вариантов механической трансмиссии и нашла, что они слишком тяжелы, сложны и капризны, требуют большой переделки всей конструкции мотоцикла. В сравнении с ними гидравлическая система оказалась относительно проста, легка, компактна и, если так можно выразиться, дискретна, что было удобно по компоновочным соображениям. Поэтому новая система 2-Trac использует гидравлический насос, расположенный выше коробки передач и приводящийся цепью. Насос связан гибкими шлангами с гидравлическим двигателем, расположенным в ступице переднего колеса. Мощность, передаваемая на переднее колесо, пропорциональна скорости заднего колеса: чем больше тыловое колесо буксует и теряет тягу, тем больше гидравлическая система увеличивает тягу в колесе переднем. Она может передать на него до 15% мощности мотоциклетного двигателя. И наоборот — восстановление сцепления с дорогой заднего колеса плавно (чтобы не происходило заноса и рысканья) уменьшает мощность, отдаваемую вперёд. Схема гидропривода переднего колеса на новой "Ямахе" (иллюстрация с сайта gizmo.com.au). Гонщики, опробовавшие новинку, утверждают, что мотоцикл с системой автоматического перераспределения тяги легко проходит там, где зарывается его классический аналог — с такими же шинами, и тем же двигателем. А на грязи, песке или мокрой глине новинка отличается ещё и лучшей управляемостью. "С этим мотоциклом не приходится бороться", — говорили спортсмены. Хотя первый мотоцикл с этой системой, который предлагается для широкой продажи — это переделанный серийный "Эндуро" WR450F, фирма намерена в дальнейшем ставить 2-Trac на свои скутеры и даже на мощные супербайки. Привод масляного насоса от коробки передач и почти незаметный гидродвигатель на переднем колесе — изюминка мотоцикла Yamaha WR450F 2-Trac (фото с сайта gizmo.com.au). Новая автоматика и полный привод должны обеспечить повышенную безопасность спортивным мотоциклам — это новое направление применения схемы 2х2 — козырь Yamaha. В частности, испытания однолитрового R1 с такой системой показали его превосходство над стандартной версией в устойчивости и управляемости на больших скоростях и на мокром асфальте. На залитом дождём гоночном треке этот аппарат привозил своему серийному близнецу-R1 пять секунд на круге. Интересно, что пока не объявлена цена "набора" 2-Trac, но фирма утверждает, что разница по сравнению с обычными машинами будет не слишком велика. Драйсдейл и его удивительное творение — мотоцикл схемы 2х2х2 (фотография с сайта markvanderkwaak.com). Любопытно, что компания Rokon когда-то тоже экспериментировала с гидроприводом, но так и осталась верна своей цепи. Видно не так уж проста оказалась система насос-гидромотор. А вот на другом краю планеты австралийский изобретатель Ян Драйсдейл (Ian Drysdale) смело взялся за аналогичный проект, и даже переплюнул японцев из именитой корпорации. Его мотоцикл Drysdale 2x2x2 обладает не только приводом на оба колеса, но оба колеса являются также управляемыми! При этом инженер ухитрился сохранить и подвеску колёс. Для достижения цели австралиец отказался от традиционного механического привода совсем. И переднее, и заднее колесо его машины вращают встроенные гидромоторы. В базе же стоит ДВС с насосом. Устройство мотоцикла 2х2х2 (фото с сайта home.mira.net). Каждое колесо австралийского аппарата закреплено консольно на единственном рычаге, на конце которого расположена и ступица с гидромотором, и механизм поворота. Увы, это лишь опытный образец ручной сборки, перспективы которого самим автором оцениваются, как очень туманные. Так что, если вы хотите купить мотоцикл, оснащённый приводом на оба колеса — обращайтесь к японцам или американцам. | |
О материале:
Дата добавления: 04.01.2011 в 11:54
Материал просмотрен: 1577 раз
Категория: Все новости раздела "Авто"
Оставлены: 0 комментария
| |
Tags: |